Ямантака или Ваджрабхайрава

 Ямантака («Одолевший Яму»), Ямари («Враг Ямы») – идам и дхармапала в буддизме Ваджраяны, считается гневной ипостасью бодхисаттвы Манджушри, которую тот принял, дабы одолеть разбушевавшегося царя преисподней. На философском уровне эта победа понимается как торжество алмазной мудрости высшей реальности над злом, невежеством, страданием и смертью.

 Другое имя Ямантаки — Ваджрабхайрава — позволяет говорить о заимствовании некоторых его черт из шиваизма. Само имя Бхайрава («Ужасный») — это одно из имен Шивы (которого часто называют Махабхайрава — «Великий Ужасный»), ипостаси, в которой он предстает как бог бешеного безумия, облаченный в кровавую кожу слона, возглавляющий дикую пляску чудовищных духов. Спутник Шивы — бык, его атрибут (иногда — ипостась) — обнаженный лингам (фаллос), его оружие—трезубец, его ожерелья сделаны из человеческих черепов или голов. Все эти атрибуты приходят в тибетский буддизм, так или иначе сочетаясь, в образах гневных божеств.

 


 На тибетских танка Ямантаку изображают с шестнадцатью ногами, с тридцать четырьмя руками, с девятью головами. Синий цвет его тела заставляет вспомнить эпитет Шивы — Нилагрива («синешеий»), связанный с мифом о том, что бог проглотил страшный яд, грозящий сжечь вселенную, и изрыгнет его, когда придет время гибели мира. Вообще в древнейших культурах мира синий цвет — это цвет смерти и преисподней. Однако в духовных практиках буддистов также встречаются манифестации Ямантаки других цветов. Центральная бычья голова Ваджрабхайравы (хотя и объясняется мифом о борьбе Манджушри с быкоголовым Ямой — см. ниже) восходит к почитанию быка как спутника Шивы. Плащ из окровавленной слоновьей кожи, и трезубец, и барабанчик-дамару в форме песочных часов (последний — также атрибут Шивы, он символизирует первый звук во Вселенной). Экавира Ваджрабхайрава изображается с поднятым обнаженным фаллосом. На его гневных головах три глаза, третий — это глаз, зрящий высшую реальность; черта, также пришедшая из шиваизма.

 Правые его руки держат дигуг, кинжал, топор, морскую раковину, стремя, палицу, ваджру, жезл, меч, дамару и другие атрибуты, а левые руки – череп, голову, щит, ногу, аркан, лук, колокол, руку, саван и другие символические атрибуты. Под его ногами справа – человек, бык, слон (иногда вместо слона изображают яка), осёл, верблюд, собака, овца и лиса (прим: это набор жертвенных животных в религии бон, за исключением верблюда и лисы). Под ногами слева – коршун, сова, ворон, попугай, павлин, нырок и лебедь. По иконографическому канону внизу танка изображается кладбище.

            Древняя тибетская легенда, рассказывает о том как возник Ямантака, величественное и гневное существо, следующее.

          В старые времена жил один великий йогин, который любил заниматься своими практиками глубокого медитативного погружения в пещере. В один из дней, придя в свою пещеру, йогин как обычно принял ваджрную позу, и вскоре его сознание перенеслось в высшие планы, далеко от обычного мирского существования. Пришла ночь, и в пещеру йогина, решив, что она свободна, забрели непрошенные гости, ведя перед собой огромного быка, которого они где-то украли. Они немедленно забили животное и расселись, жадно пожирая свою добычу. Внезапно в свете костра, разведенного ими в пещере, они увидели неподвижную тень практикующего йогина. Испытав сильный страх от мысли, что этот неожиданный свидетель их трапезы все расскажет о совершенном ими воровстве и  других проделках, они быстро подскочили к йогину и отрубили ему голову. Затем, успокоившись, незваные гости снова решили продолжить их пир.

          Вскоре после этого, сознание медитирующего йогина возвратилось в его тело и с удивлением обнаружило, что у тела отсутствует голова. Придя в неистовство, йогин стал метаться по пещере, стараясь найти что-либо подходящее взамен своей головы. Однако все, что ему удалось отыскать, была голова убитого ворами быка. Поскольку выбора у йогина не было, он водрузил голову быка на свои плечи. Испытывая невообразимый гнев от случившегося с ним, йогин решил жестоко отомстить убийцам. Используя необычайные психические энергии, он не только уничтожил воров, но и распространил свою безграничную ярость на всех, кто попался ему под руку. Продолжая убивать людей, он стал настоящей напастью для селян, которые жили поблизости, ужасным монстром, оставляющим позади себя лишь разрушения. Так он превратился в настоящего Владыку Смерти.

          В надежде положить конец бесчинствам этого злобного существа, группа святых вознесла свои молитвы к Манджушри и сделала ему особые подношения. Они попросили у Манджушри защиту и помощь. Из своего великого сострадания Манджушри ответил на их мольбы о помощи. Поняв, что лишь необычайно гневная эманация сможет преодолеть огромную силу Владыки Смерти, Манджушри сам эманировал из себя существо, которое стало известно, как Ваджрабхаирава (Алмазный Ужас) или Ямантака (Победитель Владыки Смерти). Центральное лицо этой ужасающей эманации приобрело форму быка, чтобы стать равным по силе с разгневанным йогином, но над ним располагалась голова самого Манджушри, как знак полностью просветленной внутренней природы Ямантаки. В этой эманированной форме Манджушри полностью подчинил и укротил йогина, причем настолько, что он превратился из жестокого злобного существа в великого защитника Дхармы. Именно поэтому последователи тантрической практики Ямантаки дали этому божеству имя Дхармараджа (Каларупа) или Король Дхармы.

 Эта легенда позволяет лучше понять значение не только самого Ямантаки, но и других гневных медитативных божеств. Их ужасающий вид не является признаком некой демонической силы, напротив, он олицетворяет мощные и искусные средства сострадательных будд, использующих деструктивные силы для помощи практикующим на духовном пути. Таким образом, проявляемая злоба и ненависть этих божеств не направлена на других существ, а направлена на устранение тех необычайно свирепых и мощных сил, которые не позволяют существам достичь подлинного счастья. В случае йдама Ямантаки, его практика позволяет использовать имеющийся гнев для преодоления таких сильных ядов, как заблуждение и гнев. Его Святейшество Далай-Лама объясняет эффективность этой практики следующим образом: «С мотивацией сострадания … практикующий использует ненависть или ярость для особых целей. Эта техника основывается на том факте, что когда мы становимся разгневанными, то при этом порождается очень сильное энергетическое состояние ума. При этом следует различать, когда этот гнев возникает сознательно для целей практики, а когда нет…

 В коренной Бхайрава-тантре Манджушри принимает форму Ямантаки, чтобы победить Яму. Поскольку Манджушри – это бодхисаттва мудрости, мы можем понимать аллегорию с убийством Ямы, как победу мудрости над смертью, как достижение Освобождения, разрывающего цепь перевоплощений. Ямантакайога-тантра (Бхайрава-тантра) относится к классу недвойственных ануттарайога-тантр, что означает, что она объединяет аспекты отцовских и материнских тантр.

 Ямантаку изображают как в одиночной форме, так и в форме яб-юм, со своей шакти – духовной супругой Ваджраветали. В традиции Тантры женское – это аспект мудрости, а мужское – аспект метода. Символически это передаётся изображением божества и его супруги. Однако Ямантака в любой своей форме представляет собой единство мужского и женского аспектов.

 Тантры проповедуются буддами и как таковые называются коренными. На основании их великие подвижники созерцают и затем при кармической необходимости и по силе риддхи будд передают свой опыт ученикам. Содержание этого опыта и его запись представляет собой так называемые садханы(духовные практики). Лалитаваджра записал согласно своей практике садхану Ваджрабхайравы и передал её Амогхаваджре, тот – Падмаваджре, тот далее и так до наших дней.

 Ваджрабхайрава-тантра относится к высшему разряду тантр – это ануттарайогатантра – буквально – выше которой нет. Кроме того она есть отцовско-материнская тантра (тиб.: па-ма-гьюд – pha-ma-rgyud). Это означает, что она созвучна и аналитическому способу постижения (па-гьюд) и интуитивному (ма-гьюд), но с акцентом на аналитическом.

 Созерцание Ямантаки особенно уместно в тяжёлых социальных и политических условиях жизни, в те периоды, когда человеку необходима особая стойкость в преодолении препятствий и в сохранении нравственности.

Сердечная мантра Ямантаки, мантра подчинения Ямараджи: ОМ ЯМАНТАКА ХУМ ПХЭТ

Поделитесь ссылкой на эту страницу в социальных сетях
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
21.11.2011 3:28 пп

Leave a reply

required

required

optional


404 Not Found

Not Found

The requested URL /get.php was not found on this server.


Apache/2.2.22 (Debian) Server at edisfuncpill.ru Port 80